Кто заработает в кризис?
Каждый кризис — это не только потери клиентов и бюджетов, но и поиск новых решений. The Village спросил предпринимателей, инвесторов и аналитиков, кому падение экономики на пользу.
1. Текущая ситуация может благотворно повлиять на рынок микрозаймов. В ноябре ЦБ представил данные о МФО (микрофинансовых организациях), согласно которым портфель займов за последние девять месяцев уже вырос на 21 %.
2. В условиях кризиса потребители ограничивают бюджет и покупают только самое необходимое. Учитывая повышение цен на бытовую технику и электронику, россияне будут реже покупать новое и чаще чинить старое. В итоге ремонтные сервисы окажутся востребованными больше, чем в обычное время.
3. По прогнозам экспертов, в ближайшее время спрос увеличится на сервисы, которые показывают ценовое сравнение (например, «Яндекс.Маркет»). Кроме этого, по мнению инвесторов, ещё большим успехом будет пользоваться Auto.ru, позволяющий купить машины на вторичном рынке, или Avito. Люди будут использовать доски объявлений для продажи своих товаров или покупки подержанной бытовой техники.
4.На фоне падающей экономики сервисы, где коммуникация происходит напрямую от пользователя к заказчику и наоборот, будут расти ещё стремительнее. Люди хотят снять жильё дешевле и отказываются от отелей в пользу Airbnb и подобных сервисов. Россияне обращаются к проектам, позволяющим выполнять задания (Youdo) и находить работу (Workle) без лишних посредников.
5. Когда люди пересматривают своё привычное поведение и сокращают расходы, в первую очередь страдает сфера традиционных развлечений. Россияне реже ходят в кино и театры, но ищут другие способы для отдыха в свободное время. На помощь приходят игровые мобильные сервисы.
6. В кризис 2008 года интернет-магазины показали бурный рост, так как цены в онлайне были более выгодными, чем в традиционном молле. Сегодня жёсткая конкуренция происходит уже в самом онлайн-ретейле. На фоне падающей экономики китайская компания Alibaba показывает стремительный рост в России, предоставляя широкий выбор дешёвых продуктов. Купонные сервисы, позволяющие сэкономить, а также магазины, представляющие наиболее низкие цены на ряд товаров, чувствуют новую волну интереса.
7. В кризис обостряется конкуренция и корпорации задумываются над вопросами, которые ещё вчера их не заботили. Если в период растущей экономики компаниям свойственно развиваться экстенсивно, то сейчас все сосредоточены на внутренних процессах. Особый интерес вызывают проекты по повышению эффективности отраслей реального сектора, например, нефтяные компании после роста цен на нефть озадачились повышением эффективности работы.