Грядущие изменения в Иммиграционно-инвестиционной ЕВ-5 программе США
Иммиграционно-инвестиционная программа США - так называемая ЕВ-5 программа - один из способов получения иностранными гражданами грин карты США, реализуемый через осуществление инвестиций в экономику США. Законодательство различает Стандартную и Региональную ЕВ-5 программы.
Стандартная ЕВ-5 программа предусматривает вложение инвестиций в новое коммерческое предприятие, в управлении которым должен участвовать иммиграционный инвестор и которое должно создать не менее 10 прямых рабочих мест для работников США на каждого ЕВ-5 инвестора.
Спустя два года после запуска Стандартной ЕВ-5 программы было принято дополнение к этой программе, получившее название Пилотной ЕВ-5 программы. В настоящее время данное дополнение к ЕВ-5 программе именуется Региональная ЕВ-5 программа (Regional Center Program). Данная программа предусматривает осуществление инвестиций через так называемые Региональные центры. Значительным преимуществом Региональной программы по сравнению со стандартными требованиями является возможность косвенного создания рабочих мест. Такая возможность существенно облегчила выполнение требований ЕВ-5 программы и значительно увеличила интерес к ЕВ-5 иммиграции в США. В настоящее время 90-95% ЕВ-5 инвестиций осуществляется через Региональные центры.
В отличие от Стандартной Региональная ЕВ-5 программа не является бессрочной и периодически продлевается. В последний раз Региональная программа была продлена в 2012-м году на период до 30 сентября 2015 года. И в настоящее время на рассмотрении в Конгрессе США находится законопроект, предусматривающий очередное продление срока действия Региональной ЕВ-5 программы. Однако в отличие от предыдущих случаев данный законопроект предполагает внесение ряда существенных изменений в требования, выполнение которых является условием одобрения Службой Гражданства и Иммиграции США (далее - Служба) ЕВ-5 петиции и получения иммиграционными инвесторами ЕВ-5 визы и грин карты. Данные поправки в закон заслуживают внимательного рассмотрения, поскольку в случае их принятия режим ЕВ-5 иммиграции значительно усложнится.
1. Косвенное создание рабочих мест
Как было сказано выше, Региональная ЕВ-5 программа ввела значительное послабление для ЕВ-5 инвесторов, разрешив учитывать в счет выполнения требования ЕВ-5 программы о создании рабочих мест косвенно созданные рабочие места, то есть такие, которые не были созданы непосредственно новым коммерческим предприятием, в которое был инвестирован капитал инвестора, но создание которых явилось косвенным результатом таких инвестиций. В частности, в качестве косвенно созданных учитываются рабочие места, созданные девелопером инвестиционного проекта, в который новое коммерческое предприятие инвестора вложило капитал последнего. Если речь идет о строительстве объекта недвижимости, то это, как правило, рабочие места, занятые рабочими строительных специальностей, задействованными в строительном проекте, реализуемом за счёт ЕВ-5 инвестиций. Следует отметить, что в условиях косвенного создания рабочих мест новое коммерческое предприятие, в которое осуществляется инвестирование ЕВ-5 капитала, фактически выполняет лишь роль посредника, не участвуя в увеличении занятости работников США. Очевидно, именно с целью устранения такой "лазейки" для предотвращения "обхода" сути требования закона законопроектом предлагается ограничить возможность косвенного создания рабочих мест, разрешив иммиграционным инвесторам учитывать не более 90% косвенных мест. Это означает, что не менее 10% рабочих мест должны быть созданы непосредственно новым коммерческим предприятием (НКП). Как было отмечено, по используемой сегодня схеме НКП - это юридическая "прослойка", аккумулирующая средства инвесторов и направляющая их в реальный бизнес. НКП, как правило, имеет 1-2 работников, необходимых для формального поддержания деятельности юридического лица. Требование закона об обязательных прямых рабочих местах приведет к "утяжелению" используемой конструкции и значительному увеличению расходов Региональных центров, которые (расходы) будут, очевидно, переложены на плечи инвесторов.
2. Рабочие места, созданные за счёт средств лиц, не являющихся иммиграционными инвесторами
Как правило, средства ЕВ-5 инвесторов не являются единственным источником финансирования проекта, в котором создаются рабочие места. Для финансирования также привлекаются банковские кредитные средства, акционерный и долговой капитал спонсоров проекта, средства иных инвесторов, не участвующих в ЕВ-5 программе. За счёт этих средств, не являющихся ЕВ-5 инвестициями, также создаются рабочие места, которые по действующему законодательству могут полностью быть отнесены ЕВ-5 инвесторами на свой счет. Законопроект предлагает ограничить эту возможность, введя правило 30%-ного лимита, в соответствии с которым ЕВ-5 инвестор сможет учитывать не более 30% рабочих мест, созданных за счёт средств, не являющихся ЕВ-5 инвестициями. Данное ограничение, безусловно, отразится на способности ЕВ-5 инвестора выполнить требования ЕВ-5 программы. Дело в том, что не все рабочие места принимаются Службой. Часть из них дисквалифицируется по причине несоответствия финансовой модели проекта требованиям ЕВ-5 программы. Другие не принимаются из-за несоответствия нанятых работников условиям программы. По этой причине Региональные центры стараются структурировать финансирование проекта таким образом, чтобы имелась "подушка" безопасности - дополнительные рабочие места на случай дисквалификации части из них Службой. Как правило, такая "подушка" покрывает возможные риски, и, очевидно, что подобный запас рабочих мест формируется за счёт неиммиграционных инвестиций. Поэтому указанный 30%-ный лимит значительно увеличит риски инвестора и потребует более тщательной проработки проектов и более тщательного анализа инвесторами объекта инвестирования.
3. Рабочие места арендаторов
Учет рабочих мест, созданных арендаторами, занимающими помещения в объекте, построенном за счёт ЕВ-5 капитала, является одним из самых дискуссионных вопросов в ЕВ-5 сфере. Служба выпустила по этому вопросу разъяснения, пояснив, что обычный перевод арендатором своих работников в новые помещения не является созданием новых рабочих мест, и такая занятость не соответствует требованиям ЕВ-5 программы. А обсуждаемый законопроект предлагает в принципе запретить учитывать рабочие места арендаторов в рамках ЕВ-5 программы.
4. Минимальная сумма инвестиций
В соответствии с действующей редакцией закона минимальная сумма ЕВ-5 инвестиций составляет $1,000,000. Для инвестиций в так называемые Целевые зоны занятости (далее - ЦЗЗ) этот порог снижен до $500,000. Предлагаемые в законопроекте изменения предусматривают увеличение этих сумм, соответственно, до $1,200,000 и $800,000. В случае их принятия эти изменения вступят в силу с 1 октября 2015 года. Однако, законопроект предоставляет иммиграционным инвесторам возможность воспользоваться действующим на сегодняшний день размером инвестиций и после указанной даты. Законопроектом предусмотрено исключение для тех ЕВ-5 петиций, которые основаны на инвестициях в новое коммерческое предприятие, бизнес план которого был одобрен или заявление на одобрение которого Службой было подано Региональным центром до 1 октября 2015 года. Таким образом, проекты, которые полностью структурированы и заявки на одобрение которых поданы в Службу до указанной даты, становятся более "выгодными" для инвесторов, и в настоящий момент выработана единая рекомендация Региональным центрам ускорить работу по формированию проектов с целью сохранения для инвесторов возможности участия в ЕВ-5 программе по текущим "ставкам".
5. Сниженный размер инвестиций для ЦЗЗ
Как было сказано выше, для инвестиций в ЦЗЗ минимальный размер ЕВ-5 капитала снижен и в настоящий момент составляет $500,000. К ЦЗЗ относятся территории, находящиеся в сельской местности и в населенных пунктах с высоким уровнем безработицы. Поскольку это депрессивные территории, то и была введена такая мера, направленная на стимулирование их развития путем предоставления своего рода льготы иммиграционным инвесторам. В то же время такие зоны не представляют большого интереса с точки зрения экономической реализуемости проектов и развития иных бизнесов. В связи с этим на практике получило распространение (и оно было принято Службой) отнесение к ЦЗЗ в пределах крупных городов искусственно разграниченных территорий, в которых уровень безработицы по данным переписи населения соответствует положениям ЕВ-5 программы (census tract aggregation). Формально такой подход соответствует букве закона, и он позволил привлечь ЕВ-5 инвестиции в мегаполисы, в которых уровень экономического развития и перспективы реализуемости проектов уже достаточно высоки. Но по сути этот подход не соответствует замыслу законодателя, и он фактически дезавуировал положения программы о стимулировании своего рода льготного инвестирования в территории, которые остро нуждаются во внешнем финансировании, и де-факто позволил инвесторам снизить свои расходы в противоречии с духом закона. Однако, такая ситуация, как было упомянуто, устраивала Службу, поскольку служила основным драйвером привлечения иммиграционного капитала. И теперь законопроект предлагает закрыть эту "лазейку", исключив возможность "манипулирования" данными переписи населения и искусственного создания зон с высоким уровнем безработицы и прямо указав в законе, что только конкретное административно-территориальное образование может быть отнесено к ЦЗЗ.
Данное нововведение в случае его принятия начнет действовать с 1 октября 2015 года и, очевидно, приведет к увеличению расходов ЕВ-5 инвесторов. Но как и в случае с увеличением минимальной суммы капитала, инвесторы еще будут иметь возможность пользоваться "льготным" порядком формирования ЦЗЗ и после указанной даты по тем же основаниям, по которым сохранят свое действие текущие минимальные размеры инвестиций. Для этого инвесторам необходимо выбирать для инвестирования проекты или иные бизнесы, которые одобрены или заявки на одобрение которых Службой были поданы до 1 октября 2015 года. Конечно же, следует отметить, что подача заявки в отношении проекта/бизнеса не гарантирует её одобрение Службой, и инвестирование в такой проект/бизнес несет определенные риски для инвестора и требует от последнего тщательного предварительного юридического и финансового аудита предприятия.
Это лишь некоторые нововведения в ЕВ-5 программу, которые возможно вступят в силу 1 октября 2015 года, но они представляют собой основные изменения, призванные существенно модифицировать режим ЕВ-5 инвестирования и бизнес иммиграции в США.