Нужно ли вам бюджетирование? Опыт построения управленческого учета
Построение систем управленческого учета в большинстве случаев идет по одному и тому же сценарию. Для компаний, созревших для создания единой системы управленческого учета, это является большим шагом в развитии управления. Как правило, к этому шагу уже есть опыт учета с использованием Excel. После накопления некоторой критической массы дискомфорт в работе, связанный с ручной обработкой, заставляет задуматься над вопросом, как другие организации справляются с аналогичными проблемами.
И здесь на сцену выходит управленческий учет. Интернет и коллеги из разных областей деятельности подсказывают, что нужен управленческий учет – некая эфемерная система, облегчающая жизнь финансистов и помогающая управленцам принимать решения. Однако коллеги, давшие совет и сами получившие его аналогичным образом, не совсем подробно объясняют суть понятия управленческого учета, поэтому на свет появляются весьма специфические системы учета, не менее странно автоматизированные.
После рождения бизнеса первой системой учета становится бухгалтерский учет. Свой или аутсорсный бухгалтер ведет учет, как этого требует налоговое законодательство, собственник бизнеса доволен, что на счету есть деньги. По мере роста бизнеса сопоставлять объем денег на счету с текущей управленческой деятельностью становится все сложнее. Постоянно выплывают какие-то неучтенные траты, налоговая оптимизация через полгода отрывает бухгалтерский учет, в который управленцы и собственники и так не сильно вникали, от ежедневных трудовых реалий производства и коммерции. В результате становится непонятно, работает ли бизнес в плюс, что выгодно производить и куда делись деньги.
И в этот момент происходит роковая ошибка: управленцы открывают Еxcel и формируют что-то наподобие факта бюджета доходов и расходов. Он состоит из статей затрат, статей доходов, и по их сумме в итоге получается прибыль или убыток. Через некоторое время после получения первой финансовой отчетности появляется желание детализировать ее по продуктам, услугам, подразделениям, и здесь возникают первые трудности. В какой раздел и в какой пропорции отнести расходы административного аппарата, зарплату генерального директора и прочие общехозяйственные расходы?
Читать статью полностью на http://coralvladivostok.ru/blog/nuzno_li_vam_budjetirovanie.html